Паприка (paprika03) wrote,
Паприка
paprika03

Category:

Педагог и фотоаппарат.

В 1932 году было сказано в коммуне:
- Будем делать лейки!
Это сказал чекист, революционер и рабочий, а не инженер, и не оптик, и не фотоконструктор.
И другие чекисты, революционеры и большевики, сказали:
- Пусть коммунары делают лейки!
Коммунары в эти моменты не волновались:
- Лейки? Конечно, будем делать лейки!
Но сотни людей, инженеров, оптиков, конструкторов, ответили:
- Лейки? Что вы! Ха-ха...




И началась новая борьба, сложнейшая советская операция, каких много прошло в эти годы в нашем отечестве. В этой борьбе тысячи разных дыханий, полетов мысли, полетов на советских самолетах, чертежей, опытов, лабораторной молчаливой литургии, строительной кирпичной пыли и... атак повторных, еще раз повторенных атак, отчаянно упорных ударов коммунарских рядов в цехах, потрясенных прорывом. А вокруг те же вздохи сомнения, те же прищуренные стекла очков:
- Лейки? Мальчики? Линзы с точностью до микрона? Хе-хе!
Но уже пятьсот мальчиков и девчат бросились в мир микронов, в тончайшую паутину точнейших станков, в нежнейшую среду допусков, сферических аберраций и оптических кривых, смеясь, оглянулись на чекистов.
- Ничего, пацаны, не бойтесь, - сказали чекисты.
Развернулся в коммуне блестящий, красивый завод ФЭДов, окруженный цветами, асфальтом, фонтанами. На днях коммунары положили на стол наркома десятитысячный "ФЭД", безгрешную изящную машинку.




Привезенная в колонию камера "Лейка" была разобрана и собрана. С точностью до микрона. Более того, коммунары придумали более удобную конструкцию для заправки пленки. В лейке она вставлялась снизу, практически вслепую. ФЭД получил съемную заднюю крышку и зарядка или смена пленки стала гораздо быстрее и проще.


Правда, некоторые эксперты утверждают, что прародитель легендарного «ФЭД» другой фотоаппарат, который был создан задолго до немецкой модели. Эта камера получила название «Циклоп». Ее разработчиком был Корнелий Евтушенко – инженер Оптического Харьковского Общества. Евтушенко впервые представил «Циклопа» еще в 1906 году. Говорят, модель пользовалась невероятным успехом даже за границей, где ею и могли воспользоваться немецкие специалисты и уже на основе «Циклопа» спроектировать свою камеру «Leica». В 1913 году талантливый инженер усовершенствовал свое изобретение. Модель «Циклоп Люкс» обзавелась встроенным оптическим видоискателем и обрела возможность менять объективы. Несколько фотоаппаратов даже приобрели члены семьи императора Николая II. Однако налаженному производству отечественной фототехники помешала революция и войны.


К слову сказать, Ленинградский оптико-механический завод от сборки камер отказался. Вы не поверите, по какой причине. Крайней оказалась погода. Так и сказали - влага неблагоприятно влияет на линзы. Не могём-с.
Дебют и успех ФЭДа совпал с закатом педагогической деятельности Макаренко. Одним из главных его врагов была, как это не странно - Надежда Константиновна Крупская. В его "Педагогической поэме" придирчивая дама из Наробраза - это именно она.


К колонии, а точнее, к Макаренко было много претензий. Железная дисциплина - скаутовская и буржуазная. Детский труд - пережиток царизма. Участие в драмкружке в виде поощрения - не соответствует принципам социалистического воспитания.
Колония была на хозрасчете и не только зарабатывала деньги на себя, но и приносила доход государству. В производстве тех же ФЭДов работал принцип - кто работает качественнее и больше, тот больше зарабатывает. Никакой уравниловки. Но - как же! Где принцип всеобщего равенства?


Крупская такой подход к производству фотоаппаратов восприняла посягательством на «достижения революции»: она настойчиво писала письма и выступала с требованиями не просто «свернуть это буржуазное преступление», но и жаждала расстрела педагога за «подрыв принципа равенства». Кроме того, в Коммуне было понятие чести, которое Крупская сочла проявлением белогвардейских замашек.


Проверки были одна за другой. Из некоторых проверяющие возвращались по меньшей степени растерянными. Фонтаны, ухоженная территория, хорошо одетые и сытые дети. Одна дама вернулась ярой сторонницей Макаренко. Помимо коммуны, на нее произвел впечатление и сам педагог. Она влюбилась в невзрачного внешне Макаренко.


Война с Крупской, а потом с НКВД. У него была единственная просьба - делайте, что хотите, только нас не трогайте. Нам ничего не надо, дайте нам просто жить самим по себе. Очень актуально, кстати.
Разумеется, советские принципы восторжествовали. Завод, принадлежавший беспризорникам превратили в фабрику НКВД. Принципы равенства достигли апогея - теперь малолетние преступники работали и получали одинаково - ничего. Бесплатная рабочая сила.

------
"С лейкой и блокнотом, а то и с пулеметом..."
Не совсем так. Леек было мало. В основном фотокоры работали с ФЭДом. Единственное неудобство - на морозах тканевая шторка теряла эластичность. Поэтому носили его под верхней одеждой, согревая теплом тела.


После окончания войны производство было возобновлено. В 1955 году появился ФЭД-2, полностью разработанный советскими конструкторами. А потом появились более дешевые фотоаппараты. Не выдержавший конкуренции, завод был закрыт.


А ФЭД стал легендой. На фото выше - Пабло Пикассо именно с ним.
Фотолюбители с удовольствием вспоминают историю, которая произошла во Франции. Советская делегация любовалась Парижем с высоты Эйфелевой башни и одна женщина случайно выронила фотоаппарат «ФЭД». Французы, стараясь утешить ее, обещали подарить новую фотокамеру, чтобы возместить урон. Но женщина, улыбаясь, попросила спуститься вниз и принести ей «ФЭД». Пораженные французы не могли понять как фотоаппарат остался неповрежденным, упав с огромной высоты. Долго уговаривали продать им легендарную фотокамеру. Ящик французских духов «Шанель №5» сломал сопротивление женщины. Обмен состоялся.

Говорят, что наши альпинисты, поспорив с американцами, бросили со скалы фотоаппарат. Спустившись вниз, нашли «ФЭД» без повреждений у подножия горы. С тех пор фотоаппарат «ФЭД» с гордостью называют «непробиваемым».

Легендарный человек и не менее легендарный фотоаппарат. Как переплелись их судьбы. Падение одного и взлет второго...




--------
Курсив - цитаты из "Педагогической поэмы"
Фото с лого - Звенигородский музей "Назад в СССР"
Многабукв - информация с экскурсии, плюс из разных открытых источников
Tags: Звенигород, Макаренко, Назад в СССР, ФЭД
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 78 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →